Не только карманные деньги
или чего хотят продвинутые подростки?
Вас, возможно, это удивит, но буквально на этих весенних каникулах в лагере «Коллекция приключений» подростки 15-16 лет забросали меня идеями о том, какие навыки им нужны в жизни, и которых не дают в школе. Все запросы вертелись вокруг современной культуры и закономерностей, по которым живёт общество, и в итоге так или иначе упирались в «деньги». И это были далеко не только вопросы типа «как стать богатым?». Дети живо интересовались основами права и документооборота, экономикой домашнего хозяйства, хотели понять, как именно работают финансы в жизни человека.
Эти вопросы ненадолго поставили меня в тупик. Ведь мы привыкли, что тему денег и финансов считают скучной, а если не скучной – то сложной. Казалось, что эта тема интересна детям и подросткам только в виде карманных денег. Но мои собеседники хотели совсем другого – разобраться, понять, научиться.
Но постойте, скажете вы, чему ж здесь особенному учиться? Ведь с деньгами сталкивается каждый человек и спокойно с этим справляется без дополнительного обучения
Так как же нашим детям и подросткам «подружиться» с деньгами? И когда стоит начинать?
А теперь немножко о возрастных нюансах
Навык считать деньги в своем кошельке обязателен. Выдаете ли вы ребенку карманные деньги и может ли он на что-то рассчитывать каждый месяц или неделю - это решение семьи. Оно очень сильно зависит от уклада жизни и того, в каком финансовом положении семья находится. Но понимание «свои-чужие» деньги нужно формировать обязательно. Как и навык написать и посчитать, куда деньги потрачены и сколько осталось.
Уже можно вводить подростков в курс того, как деньги перемещаются в обществе, что такое вклады, кредиты, депозиты, страхование, проценты, расходы и инвестиции, банкноты, номинал, валюты, курсы и прочее. Если просто загрузить ребенка терминами, то интерес к теме у него потухнет сразу. Исключением будут являться дети со стойкой любознательностью к финансам (это, кстати, показатель для дальнейшей профориентации). Только в игре, проекте и другой деятельности, где ребенок с удовольствием принимает участие, формируется положительная связь с понятием «деньги».
Можно понемногу знакомить подростков с понятиями права и документооборота и показывать, как они связаны с деньгами. Дополнительно в игровой форме стоит показать, как отличаются денежные потоки у наемного работника, фрилансера и предпринимателя, показать разницу рисков. В принципе, тему финансовых рисков можно углублять. В этом возрасте финансы важно связать с темой ответственности. Стоит говорить и о личной ответственности за свои решения и об ответственности перед законом.
А теперь спросите себя!