Автор: ирина тузина

Не только карманные деньги

или чего хотят продвинутые подростки?

Время чтения: 5 минут
Однажды весной

Вас, возможно, это удивит, но буквально на этих весенних каникулах в лагере «Коллекция приключений» подростки 15-16 лет забросали меня идеями о том, какие навыки им нужны в жизни, и которых не дают в школе. Все запросы вертелись вокруг современной культуры и закономерностей, по которым живёт общество, и в итоге так или иначе упирались в «деньги». И это были далеко не только вопросы типа «как стать богатым?». Дети живо интересовались основами права и документооборота, экономикой домашнего хозяйства, хотели понять, как именно работают финансы в жизни человека.

Эти вопросы ненадолго поставили меня в тупик. Ведь мы привыкли, что тему денег и финансов считают скучной, а если не скучной – то сложной. Казалось, что эта тема интересна детям и подросткам только в виде карманных денег. Но мои собеседники хотели совсем другого – разобраться, понять, научиться.

Но постойте, скажете вы, чему ж здесь особенному учиться? Ведь с деньгами сталкивается каждый человек и спокойно с этим справляется без дополнительного обучения

Да, для покупок в магазине и получения зарплаты за свою работу не нужно чему-то дополнительно учиться. Как говорится, у «денег» в этом плане уже есть встроенный интуитивно понятный интерфейс. Однако это путь к разочарованиям в жизни от невозможности получить желаемое и от ощущения себя обманутым банками, налогами, начальниками и пр. Все это прилагается к такому интерфейсу дополнительным пакетом. Деньги – инструмент достижения многих целей. Не умеешь пользоваться, не знаешь нюансов - отгребай последствия. Элементарная финансовая грамотность помогает человеку не только получить желаемое, она позволяет выстраивать такой диалог в обществе, который ведёт к общему процветанию. Мир развивается дальше. Сегодня элементарная финансовая грамотность - это словно «читать-писать» в прошлом. Людьми, не знающими этих основ, гораздо легче манипулировать. Знающие же - не удобны для деспотичного управления и вообще для жёстких государственных систем.
Окей, если обучение финансам действительно важно, то как дети будут ей учиться, если это реально скучно и сложно?
Да, действительно, мертвая теория туго входит в головы. А вот если начинать с игровой практики и симуляторов, то появляется азарт, и тогда любопытство заставляет бежать по дорожке обучения быстрее.

Так как же нашим детям и подросткам «подружиться» с деньгами? И когда стоит начинать?

При обучении детей и подростков необходимо учесть, что у них не работает мотивация на события, которые произойдут через год – два, а тем более 5-10 и более лет. Их психика и мозг «ведётся» только на быстрый результат. Кроме того, информация без практического использования влетает в одно ухо, вылетает в другое. Именно поэтому высокую эффективность показывают игры, проекты, участия в живых сюжетных приключениях. Книги, лекции и ролики лишь прекрасно дополняют игровой проектный опыт детей. Поэтому подбирайте для своих детей действенные курсы по финансовой грамотности и не исключайте заботу о финансах из их жизни. Пусть они видят задачи, возникающие в жизненном потоке семьи, и видят примеры решения этих задач.

А теперь немножко о возрастных нюансах

Для дошкольников

Достаточно изучать, что существуют деньги, монетки, что их нужно учиться считать. Что есть деньги настоящие и игрушечные.
Для младших школьников

Навык считать деньги в своем кошельке обязателен. Выдаете ли вы ребенку карманные деньги и может ли он на что-то рассчитывать каждый месяц или неделю - это решение семьи. Оно очень сильно зависит от уклада жизни и того, в каком финансовом положении семья находится. Но понимание «свои-чужие» деньги нужно формировать обязательно. Как и навык написать и посчитать, куда деньги потрачены и сколько осталось.

Примерно с 11-ти лет

Уже можно вводить подростков в курс того, как деньги перемещаются в обществе, что такое вклады, кредиты, депозиты, страхование, проценты, расходы и инвестиции, банкноты, номинал, валюты, курсы и прочее. Если просто загрузить ребенка терминами, то интерес к теме у него потухнет сразу. Исключением будут являться дети со стойкой любознательностью к финансам (это, кстати, показатель для дальнейшей профориентации). Только в игре, проекте и другой деятельности, где ребенок с удовольствием принимает участие, формируется положительная связь с понятием «деньги».

С 15-ти, а иногда и с 14-ти лет

Можно понемногу знакомить подростков с понятиями права и документооборота и показывать, как они связаны с деньгами. Дополнительно в игровой форме стоит показать, как отличаются денежные потоки у наемного работника, фрилансера и предпринимателя, показать разницу рисков. В принципе, тему финансовых рисков можно углублять. В этом возрасте финансы важно связать с темой ответственности. Стоит говорить и о личной ответственности за свои решения и об ответственности перед законом.

Получить основы финансовой грамотности никогда не поздно! Но поверьте, миллион книг – это прекрасно, но пара специально разработанных игр даст ребенку гораздо больше. Игропрактика, игропедагогика еще не на слуху, но это те методы, которые очень активно развиваются именно благодаря получению в обучении очень высоких эффектов в сжатые сроки.

А теперь спросите себя!

А что вы думаете о финансовой грамотности? О том, важно ли это для каждого? О том, насколько лучше развивается общество финансово грамотных людей? Хочется ли вам развивать эти навыки в своих детях? А если хочется, то, может, стоит начать прямо сейчас? Студия "СИТРО" и наши игровые курсы по финансовой грамотности для детей и подростков – к вашим услугам! Занятия ведут игропедагоги-экономисты, имеющие большой опыт работы как в экономике, так и с детьми.
Об авторе статьи
Ирина Тузина – профессиональный игропедагог и профориентатор. Сооснователь, автор и ведущая приключенческих программ частного детского развивающего лагеря «Коллекция приключений», создатель первой в Беларуси «Школы игропедагогики». Основатель студии проектного обучения и развития для детей и подростков от 7 до 17 лет «СИТРО». Финалист международного конкурса образовательных игр живого действия (2011 г.). Создает развивающие игровые образовательные проекты для детей с 2007 года.
Вам понравилась статья?